Брут — мраморный бюст Микеланджело Буонарроти, созданный ок. 1538. Хранится в Национальном музее Барджелло во Флоренции.
Микеланджело — мастер известный выдающимися произведениями искусства. Его бюст Брута не является исключением и демонстрирует способность улавливать мельчайшие детали выражения человеческого тела. Вырезанный по канонам древней скульптуры с лицом повернутым над бюстом — бюст наделен необычайной выразительной силой. И хотя эта работа исключительно красивая и вызывает сильные эмоции, это также политическое заявление.
Бюст Брута — это способ передать его взгляд на события, которые произошли во Флоренции. Рассматривая картины или скульптуры Микеланджело мы не всегда задумываемся о политических мотивах, но забыть предысторию мастера в этом случае — означает потерять смысл работы и ее значение в социальном климате того времени.
Краткая история Флоренции 1526-1534 гг.
После десяти месяцев осады в августе 1530 года Флоренция сдалась Папе. Семья Медичи вернулась в город, который Микеланджело считал своим домом, и захватила власть.
Напомним, что политика папы Климента VII ( Джулио Медичи, Римский Папа с 1523) привела к господству Испании над всей Италией. В 1526 папа, опасаясь, что король Испании Карл V Габсбург заполучив Северную Италию завладеет и Южной Италией, а также чтобы ослабить влияние Карла V на папский престол, заключил союз с французским королем. Была создана Коньякская лига — союз против Испании, в который вошли Папское государство, Франция, Флоренция, Милан, Венеция, Генуя и Англия. (см. война Коньякской лиги, 1526-1530 гг.)
Вскоре папа уверенный в том, что может заключить новый союз — в этот раз с Карлом V — распустил свое войско, чтобы сэкономить деньги. Между тем на Апеннинском полуострове собралось многочисленная армия Карла V численностью около 34 тыс., состоящая из наемников: немецких, испанских, итальянских, французских солдат и др.
В апреле 1527 года во Флоренции разгорелось восстание и семью Медичи в третий раз изгнали из Флоренции. А в Риме 6 мая 1527 года произошло трагическое событие — Разграбление Рима испанскими войсками Карла V. Папа бежал по тайному коридору из Ватиканского дворца и спрятался в замке Святого Ангела. Престиж Ватикана был подорван (и через несколько лет от него отделилась англиканская церковь). Город был разрушен и разграблены дворцы. Разоренный Рим обезлюдел: около 20. 000 жителей убиты, 10. 000 бежали, 30. 000 умерли из-за чумы, которую принесли ландскнехты — немецкие пехотинцы, наемники в составе испанской императорской армии (материал из итал. википедии, разграбление Рима 1527).
Чума бушевала в большинстве итальянских городов: бубонная со смертностью 60-70%, легочная с процентом смертности около 99% в те времена. Эпидемия началась в Неаполе и за короткое время распространилась с ошеломляющими последствиями. Неаполь, который был самым густонаселенным городом Италии и насчитывал около 180 тысяч жителей, потерял 60 тысяч. Потом эпидемия пришла в Рим: население составляло около 55 тыс. — умерло 30 тыс. Затем поразила Флоренцию — из 70 тысяч жителей умерло 40 тысяч. В июле 1528 года от чумы у Микеланджело умер его любимый брат Буонаррото.
В конце 1527 Папа вышел из лиги и примирился с королем Испании. В знак примирения он короновал Карла V императором Священной Римской империи, а Карл V обязался разбить непокорную Флорентийскую республику и вернуть во Флоренцию господство семьи папы Медичи. 14 октября 1529 года полководцы Папы и короля Испании Карла V начали осаду Флоренции — последнего оплота против Испании.
После долгой осады 12 августа 1530 года город был вынужден подписать почетную капитуляцию, при которой были исключены резня, грабеж, изъятие территорий и преследования городского правительства. Но, когда Медичи вошли в город была установлена абсолютная монархия, правительство синьории стало тираническим, республиканские учреждения и муниципальные символы были уничтожены. В течении нескольких месяцев почти все лидеры Республики казнены или высланы.
Во время осады Микеланджело входил в состав комитета “Девяти Ополченцев” как военный инженер. Он был назначен “генеральным губернатором и прокурором фортификаций”: отвечал за строительство оборонных укреплений, укрепление городских стен Флоренции, Феррары, Пизы, Ливорно и Сан-Миньято. От казни его спас талант. Папа Медичи простил Микеланджело, он хотел чтобы Микеланджело закончил капеллу Медичи в Новой Сакристии и строительство Библиотеки Лауренциана.
Флорентийская Республика перестала существовать. Во главе города папа поставил своего внебрачного 19-летнего сына Алессандро Медичи, прозванным Моро (смуглым). Карл V дал Алессандро в жены свою внебрачную дочь и звание “герцога Флорентийской республики”. Испанцы стали править Флоренцией, которая стала чем-то отличным от того, на что надеялись скульпторы, художники и великие мыслители того времени. С отсутствием свободы, как Микеланджело ее видел.
В июне 1534 году умер отец Микеланджело, в сентябре — Папа Климент VII. С 23 сентября 1534 года Микеланджело обосновался в Риме. Во Флоренцию он больше не вернулся.
Заказ
В Риме Микеланджело встречается с флорентийцами сбежавшими от преследований режима Медичи. Он не мог открыто противостоять им и решил более тонко рассказать о своих взглядах на политическую ситуацию — через искусство. Бюст Брута — это свидетель личной приверженности Микеланджело к республиканскому режиму во Флоренции, который при появлении герцогства, кажется, задохнулся навсегда.
Бюст Брута создан после убийства Алессандро Медичи (1537). В то время Микеланджело работал над Страшным судом в Сикстинской капелле (1536-1541). Заказал бюст республиканец Донато Джанотти для кардинала Никколо Ридольфо. Они были важными представителями республиканской группы, которая за границей Флоренции вела активную деятельность над ограничением власти семьи Медичи. Подарок должен был послужить началу связи между Джанотти и кардиналом, что вскоре и произошло. В 1539 Донато Джаннотти — историк, бывший секретарь Флорентийской республики— поступил на службу к кардиналу и остался с ним до кончины церковника.
Фибула, которая закрепляет плащ, изготовлена по образцу монет эпохи Брута. Считается, что профиль вырезанный на ней принадлежит самому заказчику Джанотти. Драпировку и часть шеи закончил Тиберио Кальканьи.
Позже у наследников Диомида Леоне бюст купил Фердинандо I Медичи, который проигнорировал подразумеваемым первоначальным политическим значением, для выставки на Вилле Медичи Ла Петрайя во Флоренции. После перемещения в галерею Уффици, вероятно, в XVIII веке, на пьедестал добавили табличку с моралью на латыни. Затем в 1865 бюст был выбран для зарождающегося Национального музея Барджелло.
Надпись на пьедестале бюста Брута гласит:
«DUM BRUTI EFFIGEM SCULPTOR DE MARMORE DUCIT/ IN MENTEM SCELERIS VENIT ET ABSTINUIT».
«Когда скульптор лепил из мрамора изображение Брута / он вспомнил о преступлении и воздержался от его завершения».
Действительно, Микеланджело не завершил бюст, в котором ясно видна антитираническая идея, — это было опасно и его уговорили остановиться. Но, кажется очень странным, то что он не закончил работу, так как вдруг внезапно вспомнил каким кровавым было преступление Брута против Цезаря. Микеланджело не был легкомысленным. Он прекрасно знал кого вырезает и зачем.
Описание мраморного бюста Брута
Выбор изображения Марко Юния Брута — республиканского героя, противостоящего восхождению Цезаря к имперской власти, тираноубийца — обусловлен политическими мотивами. Вероятно, одобрению убийства Александра, заказанное его кузеном Лоренцино Медичи. Поступок рассматриваемый как освобождение от правления Медичи. Неслучайно у Лоренцино было прозвище “новый Брут”.
Микеланджело противопоставляет старую историю Рима и современную историю Флоренции. Обе территории долгое время были республиками, прежде чем превратились в монархии. Юлий Цезарь был знаменитым римским императором, а Алессандро Медичи был известным флорентийским герцогом. Цезарь был убит Брутом, можно сказать, его приемным ребенком наделенным привилегиями. А во Флоренции эпохи Возрождения герцог Алессандро был убит Лоренцино Медичи — двоюродным братом, с которым вырос и дружил.
Это одна из самых строгих и политически спорных работ Микеланджело. В зависимости от личных взглядов и убеждений некоторые историки, писатели считают Брута предателем, неблагодарным, низким, убившим человека питающего к нему отцовскую любовь. Другие — тираноборцем, героем беспощадным к тирану, выдающимся, справедливым и благородным. Микеланджело разделял мнение последних. Его бюст Брута — интерпретация скульптором римского государственного деятеля, который планировал разрушение деспота Юлия Цезаря.
Это образ справедливости. Мощный, массивный бюст. Широкие плечи, линии лба и скул. Мускулистая шея в напряжении. В чертах бюста видна сильная психологическая концентрация и смесь разных эмоций. В голове, в том, как она согнута в одну сторону, указывающей на силу воли, холодное спокойствие и сдержанная энергия смешиваются с презрением, гневом и острой ненавистью. За грандиозным и улыбающимся лицом депутата — взгляд с смертельной целью, возмездие и неизбежная гибель тирана.
Этот бюст простой и полный чувств заключает в себе внутренние качества и мастерство уже взрослого Микеланджело. Целеустремленность, несгибаемость, стойкость — силу духа, вложил в него Микеланджело и историками искусства Брут признан одной из самых важных и технически впечатляющей скульптурой Микеланджело из длинного списка его творений.
ВСЕГО ХОРОШЕГО!