В зале Пятисот — в самом большом зале Старого Дворца (Палаццо Веккьо) во Флоренции — среди мраморных скульптур представлен «Дух Победы» Микеланджело, аллегорическая скульптурная композиция, которая изначально принадлежала грандиозному проекту гробницы Юлия II. Последующие сокращения скульптур в контрактах заключенных с наследниками папы исключили скульптуру из проекта и Микеланджело не завершил ее. Существует предположение, что он так задумал и статуя относится к технике нон-финито Микеланджело. Создана скульптура ок. 1532-1534 гг.
История размещения скульптуры
«Дух Победы» только на короткий период оставил свое первоначальное размещение (1868-1921), временно обогатив коллекции Музея Барджелло.
Когда Микеланджело уехал в Рим в 1534 «Дух Победы» остался в мастерской на улице Моцца вместе с незавершенными флорентийскими Пленниками. В 1544 его племянник Леонардо собирался продать их, но Микеланджело не согласился. После смерти Микеланджело (1564) Леонардо унаследовал скульптуру вместе с Пленниками и другим имуществом. По предложению Даниэле да Вольтерра, он хотел установить скульптуры на могиле Микеланджело в базилике Санта-Кроче, но Вазари не одобрил и посоветовал подарить их герцогу Козимо I Медичи: т.к. у герцога не было работ Микеланджело и мастер не даровал ему ничего при жизни, а быть в плохих отношениях с герцогом не мудрое дело. В тот же год Леонардо подарил их Козимо I.
Козимо I поставил Пленников в гроте Буонталенти, а Дух Победы предпочел поставить в салоне Пятисот, вместе с Подвигами Геракла — скульптуры ученика Микеланджело, итальянского скульптора Винченцо де Росси и гипсовой моделью «Победа Флоренции над Пизой» — аллегория, работа скульпторов Джамболоньи и Пьетро Франкавилла.
Так что уже с 1565 года работа была там, где вы видите ее сегодня. Однако она не всегда оставалась там. В 1868 скульптуру перевезли в Национальный музей Барджелло. Потом 6 ноября 1921 года она вернулась в Пала́ццо Ве́ккьо и ее поместили в нишу, которая находится в центре задней стены зала. Только в 1980 скульптуру переместили туда где хотел Козимо I.
Значение скульптуры «Дух победы» Микеланджело
Для скульптуры Микеланджело выбрал мрамор из Каррары. Он высек атлетического молодого мужчину в спиралевидном движении тела. Молодой человек показывает свое тело в напряжении, но в его лице нет искры гордости. Юноша кладет левое колено и голень на тело старика. Старик кажется похожим на Микеланджело. Это его автопортрет? На самом деле, это не исключено.
Как вы можете представить, значение этой работы уже давно обсуждается среди экспертов и правдоподобных толкований несколько. Вот только несколько из них, чтобы дать вам представление как одна его скульптура может заставить фантазировать о том, что он имел ввиду когда высекал ее.
Юноша может символизировать бессмертный дух, побеждающий смертность тела, олицетворенного стариком. Это своего рода символ преобладания духа над материей? Атлетический молодой человек может быть идеализацией его любимого Томмазо, у которого было сильное влияние над ним.
Старик покоренный Победой — возможно, это молодость, которая побеждает над старостью? Покорный старик уверен, что у него нет больше надежд, сложенный на себе, служит ему пьедесталом.
Кстати, посмотрите на голову юноши. На ней корона из дубовых листьев, которая символизирует герб дома Делла Ровере: четкая ссылка на семью папы-заказчика Юлия II. По мнению Вазари, старик обозначает провинции, которые покорил понтифик Юлий II.
То, что несомненно, глядя на работу— вы стоите перед побежденным и победителем. Если у вас есть возможность посетить Флоренцию не забудьте пойти и найти Гения Победы. Он там для вас и на протяжении веков ждал заслуженного восхищения.
ВСЕГО ХОРОШЕГО!