Художники разных времен рисовали картины по сюжету мифа о Леде и Зевсе-лебеде, в эпоху Возрождения: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Корреджо, Тинторетто, Веронезе, Андреа дель Сарто, которого высоко ценил Микеланджело, учитель Джорджо Вазари, и другие.
«Леда и Лебедь» — утраченная известная картина Микеланджело, написанная в 1530 году. Заказал произведение Альфонсо I д’Эсте, герцог Феррары, в 1512 году. Герцог посетил Сикстинскую Капеллу 11 июля, где Микеланджело заканчивал роспись потолка, и был очарован фресками. После их долгой беседы он получил обещание, что Микеланджело нарисует ему картину.
Прошло много времени прежде чем Микеланджело начал работать над заказом герцога. Семнадцать лет спустя, в 1529 году, Микеланджело приехал в Феррару для осмотра городских стен, они встретились и Альфонсо напомнил об обещании. Вазари и Кондиви рассказывают, что он начал рисовать картину в августе 1530, после падения города. Вероятно, в период когда был вынужден скрываться. В середине октября того же года Микеланджело закончил «Леду и лебедя».
За картиной прибыл из Феррары посланец герцога, но его неделикатность, который назвал произведение, перед автором, “пустячным” (“poca cosa”) рассердила Микеланджело. Как написал Кондиви, мастер отослал назад посланца без картины и вскоре подарил ее Antonio Mini, своему помощнику и ученику. Вместе с Ледой подарил эскиз (головы Леды) и некоторые рисунки. Существует предположение, что Микеланджело не подарил, а дал их для продажи Антонио Мини, который повез их во Францию в 1531.
В 1532 Леда находилась в хранилище Франциска I, короля Франции. Король, похоже, в 1533 купил картину для своего Дворца Фонтенбло. Последующие события спорные: может быть, ее сжег министр Людовика XIII по моральным соображениям или королева-мать Анна-Австрийская сожгла картину. Другие предполагают, что Леду спрятали, а в 1740 картину видели “сильно потрепанной” (“malconcia”), но с тех пор о ней больше нет новостей. (Материал из итал. википедии и Дома Буонарроти.)
Это была живопись темперой на нескромный сюжет. Картина больших размеров (un «quadrone da sala») изображала плотский союз между Ледой и Зевсом, превратившегося в лебедя. В нижнем углу картины возле ног Леды было нарисовано яйцо — символ связи Зевса и Леды, нового рождения, над ним (между крыльями лебедя) дети Кастор и Поллукс*.
Примером для картины «Леда и лебедь» и аллегорической скульптуры «Ночь» (Новая Сакристия) послужил древний римский саркофаг с изображением Леды, пропавший, но задокументированный на рисунке пятисотых, из коллекции Лоренцо Великолепного. Который известен украшающими его печатями и геммами — инталиями и камеями, с вырезанными углубленными и барельефными изображениями. (Материал из итал. википедии// Leda e il cigno (Michelangelo))
Сохранилось много копий картины Микеланджело «Леда и лебедь». Лучшей признана копия флорентийского живописца Россо Фьорентино, находится в Национальной галереи Лондона. Другие в Берлинской картинной галереи, в музее Коррер в Венеции и в музее Каза-Буонарроти во Флоренции. Существуют и разные гравюры, из которых более детальная — французского гравера Николя Беатризе (Nicolas Béatrizet), где изображены также Кастор и Поллукс.
——————
* — Кастор и Поллукс (или Диоскуры )— неразлучные братья-близнецы, воплощение настоящей братской любви. Диоскурам или «сыновьям Зевса» (в переводе с др.-греч.) посвящены культы, храмы, древнегреческие и древнеримские мифы. В Древней Греции они были богами рассвета и сумерек. Олицетворением череды мира и войны, дня и ночи, жизни и смерти. Существуют разные версии (и толкования) как мифа «Леда и лебедь», так и мифов о Диоскурах. В одних рассказах это дети Леды от Зевса, а в других — отцы Зевс и Тиндарей, или сыновья Леды и ее мужа Тиндарея, царя Спарты, и т.д.
Истории о Диоскурах вдохновили скульпторов, художников, поэтов, философов. В их честь названо созвездие Близнецов. В христианстве братьев-близнецов заменили на пары святых Петра и Павла, Косма и Дамиана — покровителей семейства Медичи, и других. Скульптуры учеников Микеланджело «Косма» и «Дамиан» находятся в Новой Сакристии рядом с «Мадонной Медичи». Мраморные статуи Диоскуров украшают Капитолийскую площадь, построенную по проекту Микеланджело.
ВСЕГО ХОРОШЕГО!