Дом Буонарроти — это дом-музей, посвященный Микеланджело и его потомкам, которые жили в нем и украшали дом. Находится на улице Ghibellina 70, на углу с улицей Buonarroti во Флоренции.
В 1508 Микеланджело купил три соседних небольших участка во Флоренции. В 1514 — еще два. Теперь это одно здание.
По завещанию Микеланджело оставил дома племяннику Леонардо Буонарроти. Потом их унаследовал сын Леонардо — Микеланджело Буонарроти Младший (1568 — 1646 гг.) — писатель, либреттист, поэт.
История родового дома
Несколько лет Микеланджело жил в одном из домов и это не единственное место жительство мастера во Флоренции, остальные сдавал в аренду. Известия, что Микеланджело не пользовался этим домом неверны. У Микеланджело было время осмотреть дома вместе с племянником Леонардо во время работ в базилике Сан-Лоренцо (1516-1534). По возвращению из Болоньи Микеланджело присутствовал в момент покупки. То, что Микеланджело жил здесь, свидетельствуют документы о аренде домов для прислуги и в 1525 году для одного из главных домов комплекса. В 1534 году Микеланджело зарегистрировал место жительства: “дом расположенный на улице Гибеллино, [… который] для моего проживания”.
С 1539 года главное здание больше не было сдано внаем. Из переписки скульптора заметен интерес к обустраиванию лучшего жилья для родственников. Особенно племянника Леонардо, сына младшего брата Буонаррото, на которого возлагал свои мечты о продолжении рода.
Интересуясь предстоящей женитьбой Леонардо, Микеланджело предложил ему найти жилье более “достойное”, а потом согласился использовать деньги, которые отдавал в распоряжение племянника, чтобы перестроить дома, которыми уже владел. В 1553 году Леонардо женился на другой женщине Кассандре Донато Ридольфи (Cassandra di Donato Ridolfi), которая через год забеременела к огромной радости скульптора, уже старика и давно живущего в Риме.
Четыре года после смерти мастера в 1568 году у них родился третий сын — Микеланджело “Младший” (Michelangelo «il Giovane»). Он превратил дом в своего рода храм памяти Микеланджело и собрал в нем документы, письма, рисунки и произведения Микеланджело.
В 1612 году Микеланджело “Младший” начал строительство галереи на улице Гибеллино. Работы длились около тридцати лет. Микеланджело Буонарроти Младший преобразовал дома в одно здание и еще расширил площадь. Он использовал проект, который включал два чертежа самого Микеланджело. Детальная документация хранится в архиве дома. Дом больше не перестраивался.
В 1647 Микеланджело “Младший” умер бездетным и все семейное наследство перешло к младшему из внуков Леонардо Буонарроти (его старшего брата Sigismondo), которого назвали Леонардо. Леонардо, у которого было почитание как Микеланджело так и дяди “Младшего” составил завещание (в 1678) относительно поддержания работоспособности галереи, залов, коллекций, библиотеки, выплаты пенсий семье в случае изменения назначения помещений, отчуждения, дара и др.
В период французской Революции и оккупации — наследников Микеланджело не было в городе. Среди них и известный Филиппо Буонарроти (политический деятель: итальянский и французский, революционер) — праправнучатый племянник Микеланджело, который принял участие в событиях Французской Революции. Поэтому, забота о доме была временно (на два года) передана сестрам госпиталя Santa Maria Nuova (старейший госпиталь Флоренции еще работает), которые подготовили ценный инвентарь.
Галерея-музей сегодня называется «Домом Буонарроти», «Casa Buonarroti». В 1858 году Козимо Буонарроти (Cosimo Buonarroti, потомок Микеланджело) составил Ente morale здания и коллекций в нем, создал благотворительный фонд и передал Дом Буонарроти в дар городу. Дом стал музеем в 1859 году.
Музей дома Буонарроти
В 3-х этажном здании музея посвященному Микеланджело находятся семейный Архив и Библиотека. В музее, в память великого мастера, собрана коллекция его работ, чертежей и набросков. По заказу Микеланджело Буонарроти Младшего галерея украшена картинами художников начала XVII века. На двух этажах музея размещена редкая коллекция произведений искусства: картин, скульптур, керамики и археологические находки, связанные с историей Тосканы.
Архив
Архив состоит из 169 томов, документации о Микеланджело, начиная с предков Микеланджело до первой половины XIX века. Коллекция обогатилась письмами и стихами, которые собраны в 14 томах.
Библиотека
То, что осталось от семейных книг, дополнилось коллекциями из других фондов и пожертвований: из личной библиотеки Шарль де Тольнай (директор музея Дома Буонарроти с 1965 года до смерти в 1981, «один из самых блестящих историков искусства своего времени» — Э. Панофский); 150 книг из библиотеки Domenico Tordi (1857-1933; итальянский литератор, историк, биограф).
Здесь хранятся работы Виктории Колонны (поэтесса, интеллектуал эпохи Возрождения, друг Микеланджело), исследования Жак Меснила (искусствовед, журналист; 1872-1940), работа о Микеланджело “Die Portraitdarstellungen des Michelangelo” опубликованная в 1913 году искусствоведом Ernst Steinmann.
В Библиотеке 11 000 томов, 41 журнал, около 200 редких книг, среди которых 44 изданных в XVI веке. Кроме того, в Библиотеку входит Архив Буонарроти, доступ к которому предоставлен только специалистам.
Произведения Микеланджело, итальянских и фламандских художников Возрождения, а также письма Микеланджело Буонарроти Младшего, можно изучить в фототеке Библиотеки Дома Буонарроти, составленной из 10 000 наименований каталога.
Коллекция работ и рисунков Микеланджело
Анатомические исследования прослеживаются на протяжении всей работы Микеланджело и в музее Буонарроти хранятся примеры: эскизы, рисунки, барельефы, терракоты и штудии. Небольшой обзор сделан в статье.
Оригинальные рисунки Микеланджело
Коллекция состоит из 205 драгоценных листов, собранных семейством Микеланджело. Это самая богатая коллекция в мире. В октябре 1858 года некоторые рисунки Микеланджело были проданы его потомком Британскому музею. Джорджо Вазари рассказал в биографии Микеланджело («Vita di Michelangelo», Giorgio Vasari), что перед смертью в Риме в 1564 году, мастер сжег большое количество своих рисунков и эскизов, чтоб никто не видел его длительные усилия и творческие муки, чтобы не выглядеть не идеальным.
Эскиз «Битвы при Кашине». Одни из знаменитых рисунков — обнаженное тело со спины, исследование Микеланджело для битвы при Кашине, профессиональный анатомический рисунок. В то время экономили бумагу и с обратной стороны находятся заметки для домашних расходов — сделанные годы спустя, после того как Микеланджело сложил лист в четыре раза.
Портрет Клеопатры. На обратной стороне портрета Клеопатры в 1988 году обнаружена другая версия с выражением более трагичным.
Эскиз «Леда и лебедь». Моделью для утраченной картины «Леда и лебедь» был молодой мужчина, его ученик (вероятнее всего, Antonio Mini), что было не редкостью в том веке. Микеланджело сделал набросок глаза уже с длинными женскими ресницами.
«Мадонна с младенцем». Еще одно образцовое произведение искусства. Дева, как часто встречается в работах Микеланджело, задумчивая и смотрит вдаль. Рисунок состоит из двух листов, склеенных пополам. В тот момент, очевидно, у Микеланджело не было под рукой большого листа.
Барельефы
Среди известных работ в музее — «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Это барельефы юного Микеланджело, в них уже видно впечатляющее знание анатомии и способность представлять динамизм фигур.
Эти барельефы описаны в статье Микеланджело Буонарроти — биография и творчество мастера на этом сайте в разделе культура.
Архитектурные планы
Терракоты и штудии
Микеланджело часто изображает персонажи обнаженными, т.к. для него тело выражает эмоции, также как и лицо. Если прикрыть его тканью, то потеряется часть истории скрытой под ними.
Коллекцию произведений Микеланджело, эпизоды из жизни мастера в период их создания, можно посмотреть и изучить в виртуальном туре на странице Дома Буонарроти.
ВСЕГО ХОРОШЕГО!