ВИРТУОЗНАЯ РАБОТА ДЖАН ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ
“Аполлон и Дафна” — скульптура в стиле баро́кко высотой 2 м и 43 см из каррарского мрамора. Сделанная Джан Лоренцо Бернини в 1622-1625 гг. Весит статуя 700 кг.
“Аполлон и Дафна” — “круглая скульптура”, которую можно рассмотреть со всех сторон. Находится в Галерее Боргезе в Риме.
P.s. “Круглая скульптура” — вид техники (“a tutto tondo”, итал.) без плоского фона. Окруженная свободным пространством 360° — в отличии от рельефного, где фигура отчасти погружена в плоский фон и выступает из него.
Об этой скульптуре известно все
Это большая редкость, когда о скульптуре известно все до мелочей и сохранилась вся документация.
Летом 1622 г. Бернини получает заказ на скульптуру.
Скульптуру заказал кардинал Шипионе Боргезе для своей виллы. Одержимый крупнейший коллекционер искусства — племянник Папы Павла V.
Кардинал Шипионе Боргезе построил виллу-музей, чтобы коллекционировать произведения искусства и приезжать на несколько дней любоваться коллекцией. Он был покровителем Бернини и главным его заказчиком.
Скульптура принадлежит серии работ сделанных по заказу кардинала Шипионе Боргезе.
Известно, что Бернини купил блок каррарского мрамора у купца из Браччано (город в регионе Лацио), но не высшего качества, а с недостатками. Заплатил за блок 100 монет (скуди, scudi) из своего кармана.
Из порта на телеге блок мрамора перевозят в его мастерскую в базилике Санта-Мария-Маджоре. Через несколько дней Бернини забрал свои деньги за мрамор у кардинала Шипионе Боргезе.
Сохранился интересный счет для оплаты рабочим 26 июля 1623 года, которые переворачивали блок мрамора в мастерской для Бернини. Видимо Бернини работал с мрамором …вращая его.
Из записи Agostino Radi 15 сентября 1625 следует, что скульптура сделана за период 1622 -1625 гг. Потому что Бернини работал одновременно и над знаменитой скульптурой Давида. В октябре 1625 Бернини получил конечную оплату за сделанную статую.
Композиция была задумана так, чтобы стоять рядом со статуей Энеи, у которой сюжет из истории. Тогда как у Аполлона и Дафны сюжет взят из мифа. Поэтому, стояли рядом противопоставленные друг другу — история и миф.
P.s. Каррарский мрамор — один из ценнейших сортов.
Джан Лоренцо Бернини взял идею для скульптуры из рассказов Овидия «Метаморфо́зы»
«Метаморфо́зы» — поэма из 15 книг древнеримского величайшего поэта Овидия (латинской литературы и элегической поэзии). (Лат.: Publius Ovidius Naso. Пу́блий Ови́дий Назо́н, 43 год до н.э. — 18 н.э.)
Овидию собрал, рассказал и сделал знаменитыми 250 мифов (о превращениях) и легенд из греческой и римской мифологии: Прометея, Зевса, Персея и Медузы, Аполлона и Дафны, Геракла, …
Поэма рассказывает историю мира. Начинается со времен, когда царил Хаос (следом за которым появились боги). Заканчивается временами Юлия Цезаря. И сосредоточена на феномене метаморфоза — превращений, изменений и принятия новой формы: трансформации в растения, животных.
Слава Овидия была настолько велика (при жизни и после), что имитировали стиль и писали на его темы множество писателей, среди которых — Да́нте Алигье́ри, Александр Сергеевич Пушкин, Уи́льям Шекспи́р.
Из «Метаморфо́зы» почерпнули бесчисленные идеи художники и ску́льпторы.
Скульптура Бернини “Аполлон и Дафна” сделана по мотиву одного из рассказов древнеримского поэта Ови́дия (поэма «Метаморфо́зы» I, 450-567), и изображает знаменитых персонажей Аполлона и Дафну.
АПОЛЛОН И ДАФНА
О ПЕРСОНАЖАХ
АПОЛЛОН, БОГ СОЛНЦА
Культ Аполлона введен в Рим из Древней Греции.
Аполлон ( др.-греч. Ἀπόλλων) или Феб («лучезарный, сияющий»), Гелиос — бог солнца, света и красоты.
В древней Греции в литературных и мифологических текстах того времени Гелиос и Аполлон были двумя разными божествами. Но, в 300-600 н.э. культ Гелиоса был ассимилирован культом Аполлона — Аполлон и Гелиос стали одним божеством.
Разные народы поклонялись богу солнца, но с разными именами.
Может, вы его знаете как бога солнца, который ездит по небу на золотой солнечной колеснице. Он видит и знает все, что происходит на земле. Каждый день с востока на запад его колесница тянет за собой Солнце и символизирует движение Солнца по небосклону.
На Руси бога солнца называли: Свентовит, Святовит. Бог нес свет, озарение и любовь людям. Боролся с тьмой. Поэтому изображали его на коне, а основными символами были: лук, меч и рог.
Другие имена — Свар, Сварог — бог всего сущего, бог света и огня (и тд)
Аполлон не только бог солнца, света и красоты, но и покровитель науки (освещающей интеллект), искусств, музыки и поэзии, предводитель муз, бог пророчества, бог-врачеватель, бог чумы, покровитель переселенцев.
Он один из самых могущественных богов. Ему строили богатые храмы. Его почитали и боялись.
Как бог-врачеватель он мог исцелить, или наслать эпидемию на целый народ. Мог простить убийц, и без всякой причины убить стариков своими смертоносными стрелами. Ему приписывают как благородные, так и страшные деяния.
Аполлон умело пользовался луком и стрелами, превосходно играл на кифаре (разновидность лиры). У него было много любовных историй и детей.
Обычно он изображен с лавровым венком на голове — символом победы. А также с кифарой (музыкальной лирой), луком и колчаном для стрел; или жертвенным треножником (сосудом для жертвоприношений) — символом пророческой силы.
Священные животные для Аполлона — лебеди (символизирующие красоту), волки, цикады (символы пения и музыки); вороны, ястребы и дельфины — в которых часто любил превращаться; змеи — символ его силы пророчества; петухи — символ влечения к мужчинам. Аполлон — наездник грифона (символа могущества) — мифического крылатого существа с головой орла (быстрота) и туловищем льва (сила, отвага).
Как и для большинства богов, сущесвуют разные версии о рождении и юности Аполлона — внебрачного ребенка Зевса и Лето (или Латона, дочь Титанов).
Из рассказов Гесиода:
Незадолго до родов…Зевс, опасаясь ревности и гнева жены Геры, расстался с Лето. И никто не проявил ей гостеприимство. Все боялись мести Геры.
Жена Зевса запретила Лето рожать на земле принадлежащей этому миру, включая острова.
Лето, преследуемая змеем Пифоном — сыном богини земли Геи, и, блуждая по Эгейскому морю, нашла остров Ортигия (Дело). Только что возникший остров плавал на поверхности волн и не был прикреплен к земле.
На молодом, еще не сформировавшемся острове, и, поэтому не связанным с самой землею, … родились близнецы — Артемида (девственная богиня охоты, олицетворяющая полумесяц) и Аполлон (бог солнца).
Когда родился Аполлон весь остров залился светом, и лебеди, восхваляя Аполлона, семь раз облетели остров. Фемида — богиня правосудия — кормила Аполлона амброзией и нектаром. Гефест близнецам подарил стрелы.
За то, что Пифон преследовал его мать, когда она была беременна им, — Аполлон, будучи еще ребенком, в четыре дня от роду, убил змея Пифона.
P.s. Гефест — бог огня, кузницы, инженерии, скульптуры и металлургии; построил здания на Олимпе, сделал молнии Зевса и т.д.
Дафна, дочь богини Земли и бога реки Пенея
Дафна — прекрасная молодая нимфа, дочь матери Земли Геи и Пенея, бога реки (лат. Peneus). Она была спутницей сестры Аполлона — богини Артемиды (Artemide); и дала обет целомудрия и безбрачия.
Нимфа жила безмятежно, наслаждаясь тишиной леса и удовольствием от охоты до тех пор, пока из-за … распрей между богами Аполлоном и Эросом, ее жизнь совершенно изменилась, перевернулась вверх дном.
P.s. Дафна — на греческом означает «лавр», лавровое дерево.
Много мифов о Аполлоне дошло до нас.
Один из них — история безответной любви: месть Бога Эроса, уставшего от его постоянных насмешек.
МИФ АПОЛЛОНА И ДАФНЫ
Легенда гласит, …что
Однажды Аполлон, гордый тем, что еще в раннем возрасте убил стрелой огромного змея Пифона, и хвастаясь своим умением пользоваться луком и стрелами лучше всех, …встретил Эроса, который намеревался выковать новый лук.
Аполлон надсмеялся над ним, и добавил, что тот никогда не свершил дел достойных славы.
Бог любви, глубоко раненый словами Аполлона, взлетел на вершину горы Парнаса и приготовил свою месть. Взял две стрелы, чтобы наказать надменность и дерзость Аполлона. Первую стрелу, тупую из свинца, которая высушивает и отталкивает любовь, пустил в сердце Дафны. А вторую, острую из золота, которая пробуждает страсть, со всей силы запустил в сердце Аполлона.
С того дня, Аполлон бродил в отчаянии по лесам, разыскивая прекрасную нимфу. Потому как, такой великой страсть была, которая горела в его сердце, что каждая минута вдали от нее причиняла огромные страдания.
Наконец-то ему удалось найти ее, но Дафна, увидев его, в ужасе убежала прочь. И ничего не стоили мольбы бога, который кричал о любви и своем божественном происхождении, чтобы впечатлить молодую девушку.
Дафна убегала от Аполлона, а влюбленный бог уже почти догнал возлюбленную. Тогда она взмолилась за помощью к отцу — богу реки Пенею: умоляла изменить ее обличье, которое вызвало такую сильную страсть.
И, Пеней, чтобы сохранить невинность дочери, сделал так, что ее телесная форма … исчезнет при прикосновении бога.
Как только Аполлон догнал любимую и прикоснулся к ней — тело Дафны начало изменяться: мягкую грудь затянуло тонким волокном; ее волосы превратились в ветви, полные листьев; руки поднялись к небу и стали ветвями; ее гибкое тело покрылось тонкой корой; изящные, быстрые ноги вросли в землю и превратились в ленивые корни, а нежное лицо исчезало в кроне дерева.
Месть Эроса Аполлону, который не хотел признать силу его стрел, свершилась. Бог, который так жаждал нимфу, не смог ее заполучить, и, ничего не смогли сделать его рациональность и могущество против силы любви.
Дафна превратилась в красивое, сильное дерево Лавра …на глазах у Аполлона, который обнимал ствол в надежде вернуть снова любимую.
Пишет Овидий в «Метаморфозы» (I, 555-559): «Влюбленный Аполлон обнимает дерево, будто это тело нимфы; целует ее ветви, но дерево словно отвергает его поцелуи. Тогда разочарованный бог говорит ей: «Поскольку ты не можешь быть моей женой, будешь хотя бы деревом моим. Тобой всегда, о лавр, будут украшены волосы мои, моя кифара, мой колчан».
С того момента лавровое дерево стало дорогим для Аполлона. Он украсил лавровым венком свою голову и провозгласил, что лавр будет святым для его культа, и символом славы, возложенным на голову победителя. И еще сегодня, в память о Дафне принято венчать лавровым венком тех, кто совершает великие дела.
P.s. Кифара — вид лиры; колчан — сумка-чехол для стрел.
РИМ XVII. ВЫСШЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ ИСКУССТВА БАРОККО
... от мифа до скульптуры
Бернини создает театральную постановку, в которой зритель наблюдает развитие перевоплощения нимфы — принятие новой формы. Он представил как изменяется материя, замедляется и останавливается бег.
НАЧАЛО НЕОЖИДАННОГО ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ
Аполлон верит, что догнал Дафну. Пытается обнять ее, прижать к себе, но, … его руки коснулись не тела любимой, а тонкой коры дерева.
Дафна не успевает прийти в себя. Отчаянный бег, обессилевший ее, был остановлен — ноги врастают в землю.
Ужас — от безумного преследования влюбленного бога — переплетается и сливается с состоянием недоумения того, что происходит с ее телом: руки тянутся к небу; волосы потянулись к ним и молодым веткам, которые лезут из пальцев. Появилась листва, и начала формироваться крона. Из изящных ступней прекрасной нимфы полезли корни, а ее тело обволакивает кора.
У нимфы вырывается крик…
Чтобы вырваться из объятий Аполлона — Дафна превращается в дерево Лавра.
´Прикосновение Аполлона и изменение тела Дафны, как и просила она отца Пенея, — именно этот момент — мимолетный и драматичный — момент высокого напряжения страсти и эмоций — кульминация истории мифа — этот момент представил Бернини.
Мораль мифа и скульптуры
В Древнем мире классическая мораль этого мифа была такой:
«Судьба каждого — ненадежная, это случайность. В любую секунду и без нашей вины можем увидеть судьбу (жизнь) перевернутой».
И еще была идея свободы: «Через перевоплощение можно «убежать» и войти в другое пространство — …свободы».
Надпись на пьедестале статуи и мораль:
Одержимость преследования, и самоуверенность в этом действии — выгравированы на подставке для статуи: «Любой кто гонится за желанием мимолетного наслаждения формы, остается с горсткой листьев и веток в руке, или в лучшем случае собирает горькие ягоды».
Эти строки были написаны одним кардиналом (Маффео Барберини, Римский Папа Урбан VIII), чтобы приспособить к резиденции скульптурную композицию высокой сексуальности: извлечь мораль и оправдаться, за то, что в коллекции Святой Римской Церкви находится статуя прекрасной обнаженной женщины из древнего мифа и религии.
Итак, с надписью на пьедестале статуя не имеет больше отношения к Древней религии, случайности судьбы и идеи гарантированной свободы — метаморфозы.
Теперь статуя, мораль означает — что, нельзя обманываться молодостью и влечением, которые ни к чему не приводят; молодость проходит, …
Таким образом была решена проблема, связанная с Древней религией (и не в первый раз — у кардинала, как он говорил, уже было приготовлено 12 фраз с моралью для статуй в галерее).
P.s. Пьедестал был заказан отдельно.
Сделал его скульптор Агостино Ради (Agostino Radi). Оплачен 15 сентября 1625 г.
На пьедестале изображение выпотрошенного дракона, а внутри на его развернутой шкуре надпись с моралью (выше).
До тех пор, пока статуя стояла возле стены — была одна табличка с надписью. Но, в 1780 г. при реставрации виллы статую переместили в центр (а позже в другую комнату).
На другой стороне пьедестала вставили вторую табличку: «выпотрошили орла» (как и дракон, орел — символ семьи Боргезе), но теперь уже с надписью, взятой из поэмы Овидия
МАСТЕРСТВО ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Эмоциональность и напряженность
Виртуозность техники Мастера стремится создать эффект живописи
Видим как изящность и нежность женского тела изменяется в шероховатость и твердость ствола дерева; как появляются листья в сложном переплетении между руками и волосами.
Прямая противоположность этому — тело Аполлона. Оно кажется проворным и динамичным по сравнению с жесткостью ствола дерева.
Завораживает и необыкновенная красота тел Аполлона и Дафны. Которая бóльшей частью исходит из яркой выразительности и натуральности. Стоит только посмотреть — на лицо Аполлона, который уверен что догнал, поймал любимую, но удивлен: видит что она ускользает из его рук из-за моментального перевоплощения, — и на выражение лица Дафны, ужаса, потерянности и недоумения в ее глазах.
Талант Бернини виден и в развивающихся на ветре одежде и в волосах двух протагонистов.
Другой элемент — возрастающая напряженность во всей композиции, которая идет от движения тела Дафны вверх: как будто она хочет освободиться. Тогда как Аполлон стремиться удержать ее.
Воображение Бернини, мастерство работы с мрамором (видим как волосы начинают покрываться листьями,…) и драматичность самого момента — все это делает скульптуру необыкновенно очаровательной, живописной и эмоциональной.
Точечная, ювелирная работа мрамора
«Аполлон и Дафна» — ювелирная работа мрамора: от детальной работы над листвой и одеждой развивающейся на ветру, коры дерева и плавности распущенных волос … до потерянного, удивленного взгляда Дафны.
Не спеша, молотком и скарпéлем, всего лишь несколькими инструментами, работал Бернини. И ему было абсолютно все равно, что мрамор не лучшего качества. Интересовало только качество театральности и динамичности. Работал в мастерской выбивая в мраморе точку за точкой.
Волосы и рот сделаны концом сверла: опуская и поднимая, крутя вперед и назад, если задуматься … — утомительная работа с мозолями на руках.
Бернини смог сделать из мрамора разную плотность тел и деталей превращений. Есть тонкая разница между телом Аполлона и женским телом Дафны. У коры дерева тоже другая плотность, если закрыть глаза и дотронуться до нее — ощущается кора дерева.
Все это он делал с небольшим набором инструментов: молотком и скальпéлем; зубилом с острым концом; сверлом аркой (с формой лука); напильником и абразивными порошками.
P.s. Часть корня Бернини оставил незавершенной. Почему — неизвестно. Уже в начале 900-х позвали скульптора для того, чтобы он сделал кусок корня (который позже отбили и украли, а потом опять восстановили).
Движение. Театральная и динамичная скульптура
Мрамор — это ценный материал, который требует деликатной работы чтобы его не испортить, и тяжелый, а статуя как будто приподнимается от земли.
У Бернини был исключительный, виртуозный талант работать с мрамором, который признали все. Совершенство и точность мастерства произвело движение, которое кажется происходит на глазах у зрителя. Он смог остановить момент и заставить мрамор бежать.
Здесь Бернини соревнуется с Овидием. И оба они победители. Потому, что если и правда, что поэзия — хозяйка времени, а скульптура — пространства, также правда, что неаполитанский скульптор все изменил, заключив в бесконечность времени силу движения.
Точка обзора
Мастерство Бернини сделало скульптуру такой, в которой нет привилегированной точки зрения: дает возможность зрителю оценить в каждой детали классическую красоту эллинистического искусства, и в то же время сексуальность и богатство деталей, принадлежащих поэтической барокко.
В оригинальной задумке...
На вилле скульптуры были расставлены так, чтобы увеличить сценографический эффект и эмоционально вовлечь зрителя. У Бернини для каждой скульптуры была продумана определенная точка обзора.
В начале скульптура стояла у стены, напротив входа в комнату (и пьедестал был ниже), боком у которого не видно лиц (лица были видны сразу когда входишь в комнату).
Был представлен самый драматичный момент — когда Аполлон обнимает Дафну, а она начинает превращаться — стороной, на которой рука трогает бок и провоцирует превращение.
Видеть глазами скульптора
Многие художники взяли идею из мифа Аполлона и Дафны, но, в скульптуре Бернини был первым
Мастерство техники и ощутимое психологическое напряжение сделало скульптуру «Аполлон и Дафна» одной из самых важных работ в скульптуре барóкко.
Уже будучи в годах, …позже, Бернини сказал о «Аполлоне и Дафне», что — не смог бы сделать лучше.
После долгой жизни посвященной скульптуре и архитектуре, Бернини выстроил стиль всей эпохи. Динамичный, наполненный драматическим реализмом и волнующей эмоциональностью стиль: чтобы зрители ощутили, почувствовали скульптуру, ее историю, и увидели глазами скульптора.
Кроме других скульптур, которые оставили след в истории и которые, к счастью, можем видеть в максимальной красоте (как, например: «Фонтан Четырех Рек» и знаменитый «Давид» Бернини), «Аполлон и Дафна» — это основополагающий камень скульптуры в 600-х.
Современники Бернини восхищались статуей, а Бернини для них был гением.
В 1682 Филиппо Балдинуччи (Filippo Baldinucci, биограф) пишет о «Аполлоне и Дафне»:
«Если захочу описать meraviglie, чудеса этой работы — будет трудом бессмысленным. Потому как, глаз, а не ухо может оценить достаточно: изображение, пропорции, ветер в волосах, изящность. деликатность, la scuisitezza в каждой детали и тонкость работы такие, что превышают любое воображение. И всегда будет в глазах экспертов чудом искусства.»
Статуя была названа чудом, потому что никто не достиг такой виртуозности.
ВСЕГО ХОРОШЕГО!
Джан Лоренцо Бернини АПОЛЛОН И ДАФНА ГАЛЕРЕЯ БОРГЕЗЕ РИМ