«НЕЗАУРЯДНЫЙ ЧЕЛОВЕК ВЫСОКОГО ИНТЕЛЛЕКТА, РОДИЛСЯ С БОЖЬИМ БЛАГОСЛОВЕНИЕМ, И ВО СЛАВУ РИМА, ЧТОБ ПРИНЕСТИ СВЕТ ДЛЯ ВЕКА »
Для Рима и XVII века
Выдающаяся личность и великолепный мастер своего времени. Скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини не имел себе равных, как и Микеланджело веком раньше.
Джованни Лоренцо Бернини
Родился 7 декабря 1598 года в Неаполе, куда недавно переехали его родители. Отец Пьетро — был ску́льптором из Тосканы (бывшее герцогство Флоренция). Мама Анжелика Галантэ родилась в Неаполе.
Отец переехал в Неаполь для работы в монастыре San Martino по приглашению наместника (управляющего) монастыря.
Джованни, еще ребенком, сопровождал на стройку отца и смотрел завороженный как тот работал с мрамором.
Детство в солнечном Неаполе, наполненным музыкой и звуками моря, любовь отца к мрамору — формируют его характер: сильный, волевой, пылкий, страстный, вызывающий; и в то же время чувствительный и сентимента́льный, как и его будущие работы.
В июне 1605 Римский Па́па (Paolo V Borghese) решил построить семейную часовню Паолина в Апòстольском дворце, который находится в Ватикане.
Отец получил покровительство кардинала Scipione Borghese. Шипион Боргезе – внук Папы Павла V (Paolo V Borghese ),одержимый коллекционер искусства. Бернини с семьей возвращаются в Рим в 1606.
P.s. В часовне Паолина в Апòстольском дворце Ватикана находится “самое знаменитое окно в мире” из которого Римский папа обращается к пастве.
Пьетро Бернини ушел с головой в работу над часовней Паолина. Работа кипела. Художники, скульпторы и декораторы трудились над часовней Паолина размерами с маленькую церковь. Координатором работ (1605-1611) был архитектор Фламинио Понцио (Flaminio Ponzio).
Джованни наблюдал за работой и организацией коллективного труда. В этой часовне понял важность цельного проекта (а не одиночные “вмешательства”): где сливаются вместе архитектура, живопись и скульпту́ра. Здесь у него выработалось чутье организации работ, которое стало преимуществом на будущих многочисленных строительных площадках.
Отец научил живописи и скульптуре. Джованни стал учеником флорентийского художника Чиголи и оставил миру 150 холстов. Большинство картин сделал в молодости с 1620 по 1630 гг. Но, только 35-40 картин признаны работой самого Бернини. Сохранились и 300 рисунков: эскизы для заказов скульптур, архитектурных работ, портреты для друзей и покровителей.
Подростком начинает работать в мастерской отца и вместе с ним делает первые работы. Отец учит основным правилам ремесла скульптора и внимательно наблюдает за ранним талантом сына. Пьетро Бернини хвалит и рекомендует сына своим заказчикам.
Основные работы юного Мастера, которые положили начало новой эры в европейском искусстве
- “Эней, Анхиз и Асканий”/ “Enea e Anchise”, 1618-1619
- “Похищение Прозерпины” / “Ratto di Proserpina”, 1621-1622 (Джан Лоренцо Бернини было всего 23 года)
- “Аполлон и Дафна” / “Apollo e Dafne”, 1622-1625
- “Давид”/ “David”, 1623-1624
Джан Лоренцо еще совсем молодой, когда Папа Римский Урба́н VIII (Urbano VIII Barberini), с которым в дальнейшем он долго сотрудничал, заказал ему “Балдахин Святого Петра”.
“Балдахин Бернини”, 1624-1633 — бронзовый навес высотой почти 30 метров над главным алтарем базилики Святого Петра в Ватикане.
Покровительство
Талант юного Бернини привлек внимание Шипионе Боргезе — племянника римского папы, крупнейшего коллекционера искусства. Джан Лоренцо получил его покровительство.
Бернини установил тесные отношения с Императорским двором и Ватиканом.
- Григорий XV — римский папа (1621-1623 г.) посвятил Джан Лоренцо в рыцари. 23-х летний Бернини стал кавалером.
- В 1629 г. на папский престол взошел Барберини Маффео (Урба́н VIII), и Джованни получил покровительство семьи Барберини.
Это сильно ему помогло: теперь он выполнял не только частные заказы, но, также делал работы для города и мог показать свой талант Риму. В 1629 Джан Лоренцо стал первым архитектором Фабрики Святого Петра (ведомства в Римской курии). (Римские курии — «министерства» Римско-католической церкви и Ватикана.). Начался долгий период творческой работы, которая преобразила весь Рим.
Постоянный и неутомимый труд
В итальянской истории искусства никогда не было такого постоянного и длинного периода творчества одного человека.
Сменились 6 Римских Пап, с каждым из которых Бернини поддерживал тесные связи. Но, особенно во время Урба́на VIII (Папы) Бернини приложил титанические усилия и создал огромное количество шедевров.
Когда отец Джана Лоренцо умер, так и не закончив работу над фонтаном “Баркачча” (фонтана-лодки) на площади Испании, Джан Лоренцо завершил работу отца ( в 1629 г.).
В мае 1639 года Бернини (в 41 год) женился на красивой 22-х летней римлянке Катерине Тецио, и купил дом (палаццо). Со временем отремонтировал и расширил. У них было 11 детей.
“Друг воды”
— так себя называл Бернини. Он сделал необыкновенно красивые фонтаны в Риме: Тритона, Четырех Рек и на площади Святого Петра.
В XVII ВЕКЕ РИМ СТАЛ МИРОВОЙ СТОЛИЦЕЙ АРХИТЕКТУРЫ БАРО́ККО
Во время папства Александра VII (Римский Папа с 1655-1667 гг.) для благоустройства Рима Бернини проектировал здания и окружающую их территорию, одна из его работ — колоннада с 96 статуями коронации (1656-1667).
11 ЛЕТ ДЛИЛИСЬ РАБОТЫ НАД КОЛОННАДОЙ В ВАТИКАНЕ
Летом 1656 года Бернини нарисовал первый проект, но уже через год — второй. И впоследствии, решения принимались на основе постоянного улучшения проекта.
Как, в процессе работы над колоннадой и площадью Святого Петра, так и впоследствии на плечи Бернини свалилось много критики в то время.
Но, колоннада — классическая архитектура сделанная после Возрождения и символ итальянского баро́кко, которую подарил Бернини Риму.
Колоннада стала осно́вой, фундаментом в следующие два века для современной архитектуры: от Италии, всей Европы, до России.
Джан Лоренцо всю свою жизнь работал в Риме, кроме короткого промежутка времени
Единственного раза, когда он выехал во Францию по приглашению короля Людо́вика XIV (Людовик Великий, Luigi XIV), и по настоятельной просьбе Римского Папы Александра VII, чтобы переконструировать дворец Лувра.
В 1665 Бернини отправляется во Францию. Мастерство Бернини вызывало восхищение в Версале, но в академических кругах к нему было большое недоверие. Поэтому, все ожидания и надежды Бернини (с помощью французских архитекторов) на работу во Франции, включая грандиозный проект по реконструкции Лувра, провалились.
Бернини делает бюст Людо́вика XIV и возвращается в Италию. Он так и не выучил французский, не обзавелся друзьями и, вообще, …от Франции “был не в восторге”.
Кроме бюста, от которого монарх был в восхищении, Людо́вик XIV заказал у Бернини конную статую. По возвращению домой Бернини ее изваял (1671-1673).
Когда статуя попала во Францию (уже после смерти Бернини), она не понравилась монарху. Сначала монарх хотел уничтожить ее, но потом решил ее переделать в изображение Марка Курция (древнеримского героя — молодой римлян, который для подземных богов принес себя в жертву). И поставил ее в отдаленный угол сада Версаля.
Сегодня статуя Людовика XIV на коне (копия) стоит перед главным входом в Лувр. Ее поставил архитектор Бэй Юймин как знак уважения к Бернини.
Джан Лоренцо продолжает работу в Риме
Бернини украшает церковь Святой Марии.
В 1667 делает двух из десяти ангелов для украшения моста Святого Анжело. Скульпту́ры получились такими красивыми, что решили их разместить в базилике Святого Андрея, чтобы защитить от непогоды. Где и находятся по сей день.
Джованни Лоренцо завершает грандиозную работу в соборе Св. Петра — сердца Рима. Он был главным архитектором, и сделал в соборе все. Однажды, Александр VII (Папа) пошутил, что останутся только голые стены, если из собора вынести работы Бернини.
Теперь Бернини заканчивает свою последнюю большую работу — гробницу Александра VII (Папы).
Это не все работы, которые Бернини сделал за свою жизнь.
В 80 лет Бернини создал последнюю скульптуру “Бюст Спасителя”, и оставил ее своему покровителю и другу — королеве Швеции Кристине.
Джан Лоренцо Бернини признан гением при жизни, и ему не было равных среди современников
В работах Бернини отразился его характер, личность. Сильный стиль, как учил его отец, и изобретательный — духа его поколения. Талант Бернини повлиял на всю эпоху: сформировал и создал в скульптуре стиль баро́кко.
« Huomo raro, ingegno sublime, e nato per disposizione divina, e per gloria di Roma a portar luce al secolo »
Urbano VIII
«НЕЗАУРЯДНЫЙ (РЕДКИЙ) ЧЕЛОВЕК ВЫСОКОГО ИНТЕЛЛЕКТА, РОДИЛСЯ С БОЖЬИМ БЛАГОСЛОВЕНИЕМ, И ВО СЛАВУ РИМА, ЧТОБ ПРИНЕСТИ СВЕТ ДЛЯ ВЕКА »
Урба́н VIII
БЕРНИНИ (Неаполь 7.12.1598 — Рим 28.12.1680) был ИТАЛЬЯНСКИМ СКУЛЬПТОРОМ, ДЕКОРАТОРОМ, РЕСТАВРАТОРОМ, ИНЖЕНЕРОМ-ГРАДОСТРОИТЕЛЕМ, АРХИТЕКТОРОМ, ХУДОЖНИКОМ, СЦЕНОГРАФОМ И ДРАМАТУРГОМ.