Джованни Лоренцо Бернини: краткая биография. Скульптура. РИМ XVII, ИСКУССТВО БАРО́ККО

«НЕЗАУРЯДНЫЙ ЧЕЛОВЕК ВЫСОКОГО ИНТЕЛЛЕКТА, РОДИЛСЯ С БОЖЬИМ БЛАГОСЛОВЕНИЕМ, И ВО СЛАВУ РИМА, ЧТОБ ПРИНЕСТИ СВЕТ ДЛЯ ВЕКА »

Для Рима и XVII века

Выдающаяся личность и великолепный мастер своего времени. Скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини не имел себе равных, как и Микеланджело веком раньше.

Джованни Лоренцо Бернини

Родился 7 декабря 1598 года в Неаполе, куда недавно переехали его родители. Отец Пьетро — был ску́льптором из Тосканы (бывшее герцогство Флоренция). Мама Анжелика Галантэ родилась в Неаполе.

Отец переехал в Неаполь для работы в монастыре San Martino по приглашению наместника (управляющего) монастыря. 
Джованни, еще ребенком, сопровождал на стройку отца и смотрел завороженный как тот работал с мрамором. 


Детство в солнечном Неаполе, наполненным музыкой и звуками моря, любовь отца к мрамору — формируют его характер: сильный, волевой, пылкий, страстный, вызывающий; и в то же время чувствительный и сентимента́льный, как и его будущие работы.

В июне 1605 Римский Па́па (Paolo V Borghese) решил построить семейную часовню Паолина в Апòстольском дворце, который находится в Ватикане.


Отец получил покровительство кардинала Scipione Borghese. Шипион Боргезе – внук Папы Павла V (Paolo V Borghese ),одержимый коллекционер искусства. Бернини с семьей возвращаются в Рим в 1606.

P.s. В часовне Паолина в Апòстольском дворце Ватикана находится “самое знаменитое окно в мире” из которого Римский папа обращается к пастве.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - H8p7n74xx0jXw4pZ36yZTFfL5JcrEE2upweFjy3fLR-QAG1izgmQbfNiy0aYGquDeWIVpO2e2YWEZ1AkB9_qiW7SH1mEwPoNtkn43iyOqzPmn4HoYiDdcT0sH-C7Da2LdLgsfRgl
Пьетро Бернини — отец Джованни

Пьетро Бернини ушел с головой в работу над часовней Паолина. Работа кипела. Художники, скульпторы и декораторы трудились над часовней Паолина размерами с маленькую церковь. Координатором работ (1605-1611) был архитектор Фламинио Понцио (Flaminio Ponzio). 

Джованни наблюдал за работой и организацией коллективного труда. В этой часовне понял важность цельного проекта (а не одиночные “вмешательства”): где сливаются вместе архитектура, живопись и скульпту́ра. Здесь у него выработалось чутье организации работ, которое стало преимуществом на будущих многочисленных строительных площадках.

Отец научил живописи и скульптуре. Джованни стал учеником флорентийского художника Чиголи и оставил миру 150 холстов. Большинство картин сделал в молодости с 1620 по 1630 гг. Но, только 35-40 картин признаны работой самого Бернини. Сохранились и 300 рисунков: эскизы для заказов скульптур, архитектурных работ, портреты для друзей и покровителей.

Подростком начинает работать в мастерской отца и вместе с ним делает первые работы. Отец учит основным правилам ремесла скульптора и внимательно наблюдает за ранним талантом сына. Пьетро Бернини хвалит и рекомендует сына своим заказчикам.

Bernini-Enea-e-Anchise
Джан Лоренцо Бернини “Эней, Анхиз и Асканий” 1618-1619
(Di Gian Lorenzo Bernini — Opera propria,
CC BY-SA 4.0,
https://commons.wikimedia.org/w/
index.php?curid=70163415)
Джан Лоренцо Бернини    “Похищение Прозерпины”   1621-1622

Основные работы юного Мастера, которые положили начало новой эры в европейском искусстве

  • “Эней, Анхиз и Асканий”/ “Enea e Anchise”, 1618-1619 
  • “Похищение Прозерпины” / “Ratto di Proserpina”, 1621-1622  (Джан Лоренцо Бернини было всего 23 года)
  • “Аполлон и Дафна” / “Apollo e Dafne”, 1622-1625
  • “Давид”/ “David”, 1623-1624

Apollo-e-Dafna-Bernini
Джан Лоренцо Бернини “Аполлон и Дафна”, 1622-1625
Bernini-David
Джан Лоренцо Бернини “Давид”, 1623-1624 
(Door Sailko — Eigen werk, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/
index.php?curid=76297385)

Джан Лоренцо еще совсем молодой, когда Папа Римский Урба́н VIII (Urbano VIII Barberini), с которым в дальнейшем он долго сотрудничал, заказал ему “Балдахин Святого Петра”.

“Балдахин Бернини”

Балдахин Бернини”, 1624-1633 — бронзовый навес высотой почти 30 метров над главным алтарем базилики Святого Петра в Ватикане.

Балдахин Бернини”, «Baldacchino di S. Pietro», “Балдахин Святого Петра”

Покровительство

Талант юного Бернини привлек внимание Шипионе Боргезе — племянника римского папы, крупнейшего коллекционера искусства. Джан Лоренцо получил его покровительство.

Бернини установил тесные отношения с Императорским двором и Ватиканом.

  • Григорий XV — римский папа (1621-1623 г.) посвятил Джан Лоренцо в рыцари. 23-х летний Бернини стал кавалером. 
  • В 1629 г. на папский престол взошел Барберини Маффео (Урба́н VIII), и Джованни получил покровительство семьи Барберини.

Это сильно ему помогло: теперь он выполнял не только частные заказы, но, также делал работы для города и мог показать свой талант Риму. В 1629 Джан Лоренцо стал первым архитектором Фабрики Святого Петра (ведомства в Римской курии). (Римские курии — «министерства» Римско-католической церкви и Ватикана.). Начался долгий период творческой работы, которая преобразила весь Рим.

Постоянный и неутомимый труд

В итальянской истории искусства никогда не было такого постоянного и длинного периода творчества одного человека.

Сменились 6 Римских Пап, с каждым из которых Бернини поддерживал тесные связи. Но, особенно во время Урба́на VIII (Папы) Бернини приложил титанические усилия и создал огромное количество шедевров.

Когда отец Джана Лоренцо умер, так и не закончив работу над фонтаном “Баркачча” (фонтана-лодки) на площади Испании, Джан Лоренцо завершил работу отца ( в 1629 г.).

По проекту Пьетро Бернини   ФОНТАН БАРКАЧЧА (1629) ПЛОЩАДЬ ИСПАНИИ    РИМ

В мае 1639 года Бернини (в 41 год) женился на красивой 22-х летней римлянке Катерине Тецио, и купил дом (палаццо). Со временем отремонтировал и расширил. У них было 11 детей.

Джан Лоренцо Бернини     “ЭКСТАЗ СВЯТОЙ ТЕРЕЗЫ” (1645-1652)  ЦЕРКОВЬ САНТА-МАРИЯ-ДЕЛЛА-ВИТТОРИЯ   РИМ

“Друг воды” 

— так себя называл Бернини. Он сделал необыкновенно красивые фонтаны в Риме: Тритона, Четырех Рек и на площади Святого Петра.

Джан Лоренцо Бернини    ФОНТАН ТРИТОНА (1643) ПЛОЩАДЬ БАРБЕРИНИ    РИМ

В XVII ВЕКЕ РИМ СТАЛ МИРОВОЙ СТОЛИЦЕЙ АРХИТЕКТУРЫ БАРО́ККО

 Джан Лоренцо Бернини       ФОНТАН ЧЕТЫРЕХ РЕК    ПЛОЩАДЬ НАВОНА   РИМ
ЛЕОН       У ПОДНОЖИЯ ФОНТАНА ЧЕТЫРЕХ РЕК
Джан Лоренцо Бернини     ФОНТАН ЧЕТЫРЕХ РЕК    ПЛОЩАДЬ НАВОНА   РИМ
Знаменитый “Фонтан Четырех рек”, 1648-1651, на площади Навона, Рим. Сооружен по проекту Джованни Бернини в рассвет периода Баро́кко.
Джан Лоренцо Бернини   ФОНТАН НА ПЛОЩАДИ СВЯТОГО ПЕТРА  ВАТИКАН

Во время папства Александра VII (Римский Папа с 1655-1667 гг.) для благоустройства Рима Бернини проектировал здания и окружающую их территорию, одна из его работ — колоннада с 96 статуями коронации (1656-1667).

11 ЛЕТ ДЛИЛИСЬ РАБОТЫ НАД КОЛОННАДОЙ В ВАТИКАНЕ

Летом 1656 года Бернини нарисовал первый проект, но уже через год — второй. И впоследствии, решения принимались на основе постоянного улучшения проекта.

Джан Лоренцо Бернини   КОЛОННАДА С 96-Ю СТАТУЯМИ КОРОНАЦИИ  ПЛОЩАДЬ САН-ПЬЕТРО  ВАТИКАН   (1656-1667)
Джан Лоренцо Бернини    КОЛОННАДА (1656-1667) ПЛОЩАДЬ САН-ПЬЕТРО  ВАТИКАН

Как, в процессе работы над колоннадой и площадью Святого Петра, так и впоследствии на плечи Бернини свалилось много критики  в то время.

Но, колоннада — классическая архитектура сделанная после Возрождения и символ итальянского баро́кко, которую подарил Бернини Риму.

Колоннада стала осно́вой, фундаментом в следующие два века для современной архитектуры: от Италии, всей Европы,  до России.

Джан Лоренцо Бернини      КОЛОННАДА (1656-1667) ПЛОЩАДЬ САН-ПЬЕТРО  ВАТИКАН

Джан Лоренцо всю свою жизнь работал в Риме, кроме короткого промежутка времени

Единственного раза, когда он выехал во Францию по приглашению короля Людо́вика XIV (Людовик Великий, Luigi XIV), и по настоятельной просьбе Римского Папы Александра VII, чтобы переконструировать дворец Лувра.

В 1665 Бернини отправляется во Францию. Мастерство Бернини вызывало восхищение в Версале, но в академических кругах к нему было большое недоверие. Поэтому, все ожидания и надежды Бернини (с помощью французских архитекторов) на работу во Франции, включая грандиозный проект по реконструкции Лувра, провалились.

Бернини делает бюст Людо́вика XIV и возвращается в Италию. Он так и не выучил французский, не обзавелся друзьями и, вообще, …от Франции “был не в восторге”.

Кроме бюста, от которого монарх был в восхищении, Людо́вик XIV заказал у Бернини конную статую. По возвращению домой Бернини ее изваял (1671-1673). 

Когда статуя попала во Францию (уже после смерти Бернини), она не понравилась монарху. Сначала монарх хотел уничтожить ее, но потом решил ее переделать в изображение Марка Курция (древнеримского героя — молодой римлян, который для подземных богов принес себя в жертву). И поставил ее в отдаленный угол сада Версаля.

Сегодня статуя Людовика XIV на коне (копия) стоит перед главным входом в Лувр. Ее поставил архитектор Бэй Юймин как знак уважения к Бернини.

Джан Лоренцо продолжает работу в Риме

Бернини украшает церковь Святой Марии.

В 1667 делает двух из десяти ангелов для украшения моста Святого Анжело. Скульпту́ры получились такими красивыми, что решили их разместить в базилике Святого Андрея, чтобы защитить от непогоды. Где и находятся по сей день. 

Джан Лоренцо Бернини    АНГЕЛЫ: С ПЕРГАМЕНТОМ И С ВЕНКОМ ИЗ ШИПОВ (1667-1669)       БАЗИЛИКА СВЯТОГО АНДРЕЯ      РИМ
Джан Лоренцо Бернини    АНГЕЛЫ: С ПЕРГАМЕНТОМ И С ВЕНКОМ ИЗ ШИПОВ (1667-1669)       БАЗИЛИКА СВЯТОГО АНДРЕЯ      РИМ

Джованни Лоренцо завершает грандиозную работу в соборе Св. Петра — сердца Рима. Он был главным архитектором, и сделал в соборе все. Однажды, Александр VII (Папа) пошутил, что останутся только голые стены, если из собора вынести работы Бернини.

СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА                 ВАТИКАН

Теперь Бернини заканчивает свою последнюю большую работу — гробницу Александра VII (Папы).

Это не все работы, которые Бернини сделал за свою жизнь.

В 80 лет Бернини создал последнюю скульптуру “Бюст Спасителя”, и оставил ее своему покровителю и другу  — королеве Швеции Кристине.

Джан Лоренцо Бернини    БЮСТ СПАСИТЕЛЯ (1679) МУЗЕЙ CHRYSLER   NORFOLK    ВИРГИНИЯ

Джан Лоренцо Бернини признан гением при жизни, и ему не было равных среди современников

В работах Бернини отразился его характер, личность. Сильный стиль, как учил его отец, и изобретательный — духа его поколения. Талант Бернини повлиял на всю эпоху: сформировал и создал в скульптуре стиль баро́кко.

Автопортрет Gian Lorenzo Bernini

« Huomo raro, ingegno sublime, e nato per disposizione divina, e per gloria di Roma a portar luce al secolo »
Urbano VIII

«НЕЗАУРЯДНЫЙ (РЕДКИЙ) ЧЕЛОВЕК ВЫСОКОГО ИНТЕЛЛЕКТА, РОДИЛСЯ С БОЖЬИМ БЛАГОСЛОВЕНИЕМ, И ВО СЛАВУ РИМА, ЧТОБ ПРИНЕСТИ СВЕТ ДЛЯ ВЕКА »
Урба́н VIII

БЕРНИНИ (Неаполь 7.12.1598 — Рим 28.12.1680) был ИТАЛЬЯНСКИМ СКУЛЬПТОРОМ, ДЕКОРАТОРОМ, РЕСТАВРАТОРОМ, ИНЖЕНЕРОМ-ГРАДОСТРОИТЕЛЕМ, АРХИТЕКТОРОМ, ХУДОЖНИКОМ, СЦЕНОГРАФОМ И ДРАМАТУРГОМ.